ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
город стал основным местом обитания людей. В России в городах и
поселках городского типа проживает примерно 70% населения страны.
Город относится к сложным слабоструктурированным социально-экономическим
системам с множеством прямых и обратных связей, имеющих нелинейный
характер. Поведение такой системы сложнопредсказуемо и не всегда
согласуется с нашим жизненным опытом и интуицией. Основная целевая
задача городского управления — определение таких пропорций общественного
воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению
потребностей населения в городе и повышению его жизненного уровня.
Для социально-экономических систем характерно наличие множества
целей, часто противоречащих друг другу, поэтому при выборе того
или иного варианта развития приходится формировать согласованное
решение, позволяющее находить компромисс между городскими и общегосударственными
целями, а также целями отдельных подсистем. При исследовании города
решаются задачи достижения баланса использования ресурсов в системе,
что обеспечивает устойчивое развитие социально-экономической системы
в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В
условиях децентрализации функций государственного управления и расширения
функций городского самоуправления происходит смещение акцента с
централизованной плановой экономики к выработке самостоятельной
стратегии социально-экономического развития на уровне муниципального
управления [15]. Для разработки программ социально-экономического
развития города и принятия обоснованных решений по всем направлениям
хозяйственной деятельности необходимо обеспечить информационно-аналитическую
поддержку муниципальных органов власти, создавая проблемно-ориентированные
системы поддержки принятия решений с применением новейших информационных
технологий, методов компьютерного моделирования и интеллектуального
анализа данных. Методы компьютерного моделирования позволяют проводить
системный анализ сложной городской системы с учетом множества факторов
и элементов неопределенности, прогнозировать динамику системы, выявлять
скрытые взаимосвязи, анализировать аномалии, что позволяет принимать
обоснованные решения органами городского управления.
Проблема
развития городов беспокоила исследователей и раньше, в частности
Дж. Форрестер [2] в 70-х годах построил имитационную модель для
анализа эволюции типичного американского города. Но его модель не
учитывает многие факторы, имеющие важное значение в современных
российских условиях, такие как финансовые отношения и особенности
переходного процесса. В работах [5,11] рассматриваются проблемы
и модели городских территорий на основе оптимизационного подхода,
известные недостатки которого ограничивают область применения этих
моделей решением частных задач развития городских территорий, например,
оптимизация транспортных сетей и размещения объектов сферы обслуживания.
В
настоящей работе предлагается обобщенная компьютерная модель, позволяющая
описывать динамику развития города с учетом воздействия различных
факторов, таких как эволюция жилого фонда и планирование деятельности
жилищно-коммунального хозяйства, бюджетный процесс и предпринимательская
активность в городе, деятельность строительных организаций, финансовые
отношения, реальные демографические и миграционные процессы.
В
современных рыночных условиях финансовые отношения приобретают первостепенное
значение при управлении городом. Финансовой базой местных органов
власти являются их бюджеты. Бюджетный процесс — это процесс формирования
доходной части бюджета и процесс распределения бюджетных средств
по различным направлениям. Одна из задач органов местного самоуправления
— рациональное распределение бюджетных средств по различным направлениям
для достижения главной цели — удовлетворения потребностей населения
и повышения его жизненного уровня. Построенная модель способствует
решению этой задачи.
Человек в современном
городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом,
городским транспортом и т.д. Одним из главных показателей уровня
жизни городского населения является обеспеченность населения жильем.
Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный
вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных органам
городского самоуправления, составляет 70-80%. Наибольшие расходы
местного бюджета осуществляются именно на жилищно-коммунальное хозяйство
(~30%), поэтому рациональное планирование этих расходов наиболее
актуально и занимает центральное место в данной работе.
Предлагаемый
комплекс моделей реализовывался в рамках создаваемого на Кафедре
информационных систем Государственного Университета Управления компьютерного
стенда «Комплексной интегрированной информационной автоматизированной
информационной системой управления административно-территориальной
единицы» и включен в аналитический блок «Моделирование социально-экономического
развития регионов». Разработанный моделирующий комплекс позволяет
анализировать динамику развития города, сравнивать различные варианты
управленческих решений и принимать обоснованное решение о развитии
города и финансовых программах в части развития жилого фонда и планирования
деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Моделирование дает
возможность оценивать последствия принимаемых решений не на живых
людях, а на компьютерных моделях, и тем самым избежать возможных
неблагоприятных последствий непродуманных управленческих решений.
Содержание
| Следующая глава >>
|