Информационные системы
Системный анализ города
 

1С:Предприятие

Учебник
Рассылка
Курс лекций
Статьи
Программы
Ссылки

Информационные технологии

Инф. системы
Технология .Net
Модель города
Книги и статьи

ЭРА

Интересное

Психология
Философия
Фантастика
Помощь студенту
Гостевая книга
Ссылки

Форум

mista.ru / Инф. технологии / Модель города / Научная работа / Системный анализ города

1. Город и прогнозирование его социально-экономического развития

1.1 Системный анализ городской системы

Город — специфическая пространственная среда, которая формируется в процессе развития общества, и является одним из высших проявлений цивилизации. Город заключает в себе непреходящие ценности и уникальный опыт человеческой культуры. Город возникает первоначально как специфический вид окружения, противопоставленный естественной среде. Город характеризуется высокой компактностью, плотностью освоения, коммуникационной насыщенностью городского пространства по сравнению с сельской местностью. Концентрация ресурсов в одном месте позволяет сосуществовать большому количеству людей и эффективно сотрудничать.

В современных условиях социально-экономическое развитие городов является важной стратегической составляющей муниципального управления, наряду с административно-правовым регулированием и бюджетной (финансовой и инвестиционной) политикой. На практике разработка стратегии социально-экономического развития связана с составлением долгосрочного и краткосрочного плана развития городской территории. Выработанная стратегия во многом определяет содержание основных направлений деятельности органов местного самоуправления [14]:

  • управление социально-экономическим развитием,
  • управление бюджетом и финансами,
  • управление экономикой и предпринимательством,
  • управление имуществом и землепользование,
  • управление внешнеэкономической деятельностью,
  • охрану окружающей среды и другие.

Основными функциями отдела социально-экономического развития являются прогнозирование и анализ комплексного социально-экономического развития города, формирование сводного плана развития города, управление социально-экономическим развитием – выдача рекомендаций органам управления, необходимых для принятия и воплощения решений в жизнь на основе исследования проблемной ситуации, системного анализа.

Выработка стратегии социально-экономического развития, принятие решений на уровне муниципального управления предполагает информационно-аналитическую поддержку муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов территории – создание информационной системы принятия решений, центральной составляющей которой является системное моделирование городских систем.

Анализ и моделирование социально-экономических, городских систем необходимо выполнять с учетом следующих характерных особенностей [16]:

  1. Город рассматривается как сложная слабоструктурированная система, методологией исследования которой является системный анализ, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений (контриинтуитивность), необходимость исследования стохастических систем в условиях неопределенности, неоднозначности;
  2. Город – социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы. При принятии решений необходимо учитывать долгосрочные интересы общества. Уровень развития города призван, в первую очередь, обеспечивать условия воспроизводства человеческой жизни и личности;
  3. Город – динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы, проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла города и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.)
  4. Город является саморегулирующей (самоуправляющей) системой. Управление идет через внутриорганизационные процессы саморегулирования и основано на изменении законов и методов внутреннего управления. На слабость административных мер, неэффективность целевого финансирования и других административных программ, не связанных с приведением в действие экономических регуляторов, указывал еще Форрестер. Непродуманные социальные программы могут привести к сдвигам, нарушениям баланса. Условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия, баланса ресурсов в системе.
  5. При управлении городом часто возникает конфликт между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями. Хорошие условия жизни в ближайшие годы могут стать причиной упадка в долгосрочной перспективе. Поэтому наиболее желательным является такое решение, которое способствует устойчивому росту благосостояния населения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  6. Город представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей,  многообразные стратегии их достижения и т.д. При выборе тот или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между городскими и общегосударственными целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйственных субъектов, с другой стороны.
  7. Сложная городская система нелинейна. Современная математика имеет дело в основном с линейными процессами. Но жизнь и общество почти всецело характеризуется нелинейными процессами. Понятием нелинейности легко оперировать, если отказаться от требования аналитического решения системы уравнений и допустить менее элегантный и более эмпирический подход к имитации систе­мы. Принятие нелинейной природы систем концентрирует наше внимание на наиболее важном вопросе о структуре системы.

Методологической основой моделирования социально-экономического развития города является системный анализ, центральной процедурой которого является построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями всех уровней.

Город, как объект моделирования характеризуется:

  • слабостью теоретических знаний, отсутствием теории развития города;
  • качественным характером знаний о системе, большой долей экспертных знаний при описании, структуризации объекта моделирования; задачи управления регионом являются слабоструктурированными;
  • высоким уровнем неопределенности исходной информации. Различают внутреннюю и внешнюю неопределенность. Внутренняя неопределенность – это совокупность тех факторов, которые не контролируются лицом, принимающим решение полностью, но он может оказывать на них влияние (например, внутренняя социально-экономическая обстановка, факторы риска и др.). Внешняя неопределенность определяется характером взаимодействия с внешней средой – это те факторы, которые находятся под слабым контролем лица принимающего решение (экологическая, демографическая, внешнеполитическая ситуация и т.п.);

Исследуемая социально-экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера. Город характеризуется иерархичностью управления и активностью отдельных ее подсистем, взаимодействие элементов в рамках которой рассматривается с учетом характера воздействий внешней среды на внутреннюю структуру.

Основным системообразующим методом моделирования в задачах социально-экономического развития города является метод имитационного моделирования, который:

  • позволяет формировать обобщенную модель системы на основе единого фрейма данных;
  • реализует итерационный характер разработки модели, поэтапный характер детализации моделируемых подсистем, что позволяет постепенно увеличивать полноту оценки принимаемых решений по мере выявления новых проблем и получения новой информации;
  • предлагает новую методологическую основа научного исследования – эксперимент на имитационной модели (что позволяет оценивать последствия принимаемых решений не на живых людях, а на компьютерных моделях). Главным преимуществом имитационного моделирования является то, что эксперт может ответить на вопрос «Что будет, если …», т.е. с помощью эксперимента на модели вырабатывать стратегию развития;
  • широко применяется в системах принятия решений, так как позволяет анализировать большое число альтернатив, стратегий, проводить исследование стохастических систем, в условиях неопределенности и т.д.,
  • позволяет изучать динамику развития социальных систем.

В качестве метода моделирования города целесообразно выбрать модели системной динамики. Концепция системной динамики позволяет моделировать динамические процессы на высоком уровне агрегирования. В основе нее лежит представление о функционировании динамической системы, как совокупности потоков (денежных, продукции, людских и т.п.).

Рассмотрим кратко общее содержание технологического подхода к построению моделей. Модели городов – это модели ресурсного типа: ресурсы (трудовые, финансовые, природные и др.) исчерпываются, ресурсы пополняются. Состояние городской экономической системы описывается переменными (численность населения, производственные фонды, жилой фонд, земельный ресурс и др.). Внешние воздействия и управленческие решения определяют динамику (темп) моделируемой системы (скорость подачи и изъятия ресурсов).

На основании обработки знаний экспертов выявляются все факторы, действующие в рассматриваемой системе, и причинно-следственные соотношения между ними. С помощью современных систем моделирования (таких, например, как IThink, VENSIM, DYNAMO и других) модель формируется на идеографическом уровне. Получаемые системные потоковые диаграммы являются формой структуризации знаний эксперта, в информационной сети которых вырабатывается рассогласование (дисбаланс) по различным видам потребностей и потребления ресурсов.

В блоках принятия решений на основе этой информации выдаются управляющие воздействия на различные виды объектов. Основной целевой задачей является установление баланса использования ресурсов в системе.  Модели системной динамики применяются вместе с дифференциальными уравнениями балансового типа, а также в сочетании с принципами и методами логистики, основанными на оптимизации, управлении, интеграции потоков в сложных системах.

В данной работе разрабатывается имитационная модель городской системы с целью прогнозирования основных социально-экономических показателей развития города и решения задачи о распределении средств на жилой фонд по различным направлениям. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из центральных звеньев социальной инфраструктуры, что подтверждает актуальность и значимость работы по исследованию и моделированию жилищной сферы.

Обобщенная компьютерная модель города, построенная в данной работе, позволяет описывать динамику развития города с учетом воздействия различных факторов, таких как эволюция жилого фонда и планирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства, бюджетный процесс и предпринимательская активность в городе, деятельность строительных организаций, финансовые отношения, реальные демографические и миграционные процессы.

Основной задачей исследования является прогнозирование социально-экономического развития городской системы при различных вариантах управленческих решений органов муниципального управления. На модели можно прогнозировать состояние бюджетных средств, доходы и расходы бюджета по различным направлениям, численность населения и темпы его прироста, притягательность города для населения, наличие жилого фонда с детализацией по степени износа и форме собственности, количество предприятий сферы строительства и сферы обслуживания, наличие свободной для застройки земли и другие показатели. Изменяя значения системных регуляторов, находящихся в компетенции местных органов власти, можно воспроизводить поведение реальной городской системы на компьютерной модели и сравнивать варианты управленческих решений, учитывая их краткосрочные и долгосрочные последствия. Комплексный характер исследования позволяет учесть цели отдельных подсистем и найти согласованное, компромиссное решение.

Частной задачей муниципального управления, решаемой в данной работе, является поиск рационального варианта распределения бюджетных средств на строительство, содержание и капитальный ремонт жилого фонда с целью достижения устойчивого роста обеспеченности населения жильем при комплексном развитии города по основным социально-экономическим показателям.

<< Предыдущая глава | Содержание | Следующая глава >>

© Станислав Митичкин
www.mista.ru
, 1997-2003
1C:TOP-100
Волшебный форум