1.
Город и прогнозирование его социально-экономического развития
1.1
Системный анализ городской системы
Город
— специфическая пространственная среда, которая формируется в процессе
развития общества, и является одним из высших проявлений цивилизации.
Город заключает в себе непреходящие ценности и уникальный опыт человеческой
культуры. Город возникает первоначально как специфический вид окружения,
противопоставленный естественной среде. Город характеризуется высокой
компактностью, плотностью освоения, коммуникационной насыщенностью
городского пространства по сравнению с сельской местностью. Концентрация
ресурсов в одном месте позволяет сосуществовать большому количеству
людей и эффективно сотрудничать.
В
современных условиях социально-экономическое развитие городов является
важной стратегической составляющей муниципального управления, наряду
с административно-правовым регулированием и бюджетной (финансовой
и инвестиционной) политикой. На практике разработка стратегии социально-экономического
развития связана с составлением долгосрочного и краткосрочного плана
развития городской территории. Выработанная стратегия во многом
определяет содержание основных направлений деятельности органов
местного самоуправления [14]:
- управление социально-экономическим развитием,
- управление
бюджетом и финансами,
- управление
экономикой и предпринимательством,
- управление
имуществом и землепользование,
- управление
внешнеэкономической деятельностью,
- охрану окружающей
среды и другие.
Основными
функциями отдела социально-экономического развития являются прогнозирование
и анализ комплексного социально-экономического развития города,
формирование сводного плана развития города, управление социально-экономическим
развитием – выдача рекомендаций органам управления, необходимых
для принятия и воплощения решений в жизнь на основе исследования
проблемной ситуации, системного анализа.
Выработка
стратегии социально-экономического развития, принятие решений на
уровне муниципального управления предполагает информационно-аналитическую
поддержку муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов
территории – создание информационной системы принятия решений, центральной
составляющей которой является системное моделирование городских
систем.
Анализ
и моделирование социально-экономических, городских систем необходимо
выполнять с учетом следующих характерных особенностей [16]:
-
Город рассматривается как сложная слабоструктурированная система,
методологией исследования которой является системный анализ, со
всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества
сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами,
рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия
которых не всегда очевиден при принятии решений (контриинтуитивность),
необходимость исследования стохастических систем в условиях неопределенности,
неоднозначности;
- Город
– социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные
и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы.
При принятии решений необходимо учитывать долгосрочные интересы
общества. Уровень развития города призван, в первую очередь, обеспечивать
условия воспроизводства человеческой жизни и личности;
- Город
– динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы,
проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла
города и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.)
- Город
является саморегулирующей (самоуправляющей) системой. Управление
идет через внутриорганизационные процессы саморегулирования и
основано на изменении законов и методов внутреннего управления.
На слабость административных мер, неэффективность целевого финансирования
и других административных программ, не связанных с приведением
в действие экономических регуляторов, указывал еще Форрестер.
Непродуманные социальные программы могут привести к сдвигам, нарушениям
баланса. Условием нормального развития в системе является поддержание
экономического равновесия, баланса ресурсов в системе.
- При
управлении городом часто возникает конфликт между целями долгосрочного
планирования и краткосрочными решениями. Хорошие условия жизни
в ближайшие годы могут стать причиной упадка в долгосрочной перспективе.
Поэтому наиболее желательным является такое решение, которое способствует
устойчивому росту благосостояния населения в краткосрочной и долгосрочной
перспективе.
-
Город представляется как целенаправленная и многоцелевая система,
имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные
подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей,
многообразные стратегии их достижения и т.д. При выборе тот или
иного варианта развития приходится формировать согласованное решение,
позволяющее находить компромисс между городскими и общегосударственными
целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйственных
субъектов, с другой стороны.
- Сложная
городская система нелинейна. Современная математика имеет дело
в основном с линейными процессами. Но жизнь и общество почти всецело
характеризуется нелинейными процессами. Понятием нелинейности
легко оперировать, если отказаться от требования аналитического
решения системы уравнений и допустить менее элегантный и более
эмпирический подход к имитации системы. Принятие нелинейной природы
систем концентрирует наше внимание на наиболее важном вопросе
о структуре системы.
Методологической
основой моделирования социально-экономического развития города является
системный анализ, центральной процедурой которого является построение
обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы
и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием
комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями
между моделями всех уровней.
Город,
как объект моделирования характеризуется:
- слабостью
теоретических знаний, отсутствием теории развития города;
- качественным
характером знаний о системе, большой долей экспертных знаний при
описании, структуризации объекта моделирования; задачи управления
регионом являются слабоструктурированными;
- высоким
уровнем неопределенности исходной информации. Различают внутреннюю
и внешнюю неопределенность. Внутренняя неопределенность – это
совокупность тех факторов, которые не контролируются лицом, принимающим
решение полностью, но он может оказывать на них влияние (например,
внутренняя социально-экономическая обстановка, факторы риска и
др.). Внешняя неопределенность определяется характером взаимодействия
с внешней средой – это те факторы, которые находятся под слабым
контролем лица принимающего решение (экологическая, демографическая,
внешнеполитическая ситуация и т.п.);
Исследуемая
социально-экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру,
в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население,
производство, непроизводственная сфера, экология, пространство,
финансы, внешняя экономическая сфера. Город характеризуется иерархичностью
управления и активностью отдельных ее подсистем, взаимодействие
элементов в рамках которой рассматривается с учетом характера воздействий
внешней среды на внутреннюю структуру.
Основным
системообразующим методом моделирования в задачах социально-экономического
развития города является метод имитационного моделирования, который:
- позволяет
формировать обобщенную модель системы на основе единого фрейма
данных;
- реализует
итерационный характер разработки модели, поэтапный характер детализации
моделируемых подсистем, что позволяет постепенно увеличивать полноту
оценки принимаемых решений по мере выявления новых проблем и получения
новой информации;
- предлагает
новую методологическую основа научного исследования – эксперимент
на имитационной модели (что позволяет оценивать последствия принимаемых
решений не на живых людях, а на компьютерных моделях). Главным
преимуществом имитационного моделирования является то, что эксперт
может ответить на вопрос «Что будет, если …», т.е. с помощью эксперимента
на модели вырабатывать стратегию развития;
- широко
применяется в системах принятия решений, так как позволяет анализировать
большое число альтернатив, стратегий, проводить исследование стохастических
систем, в условиях неопределенности и т.д.,
-
позволяет изучать динамику развития социальных систем.
В
качестве метода моделирования города целесообразно выбрать модели
системной динамики. Концепция системной динамики позволяет моделировать
динамические процессы на высоком уровне агрегирования. В основе
нее лежит представление о функционировании динамической системы,
как совокупности потоков (денежных, продукции, людских и т.п.).
Рассмотрим
кратко общее содержание технологического подхода к построению моделей.
Модели городов – это модели ресурсного типа: ресурсы (трудовые,
финансовые, природные и др.) исчерпываются, ресурсы пополняются.
Состояние городской экономической системы описывается переменными
(численность населения, производственные фонды, жилой фонд, земельный
ресурс и др.). Внешние воздействия и управленческие решения определяют
динамику (темп) моделируемой системы (скорость подачи и изъятия
ресурсов).
На
основании обработки знаний экспертов выявляются все факторы, действующие
в рассматриваемой системе, и причинно-следственные соотношения между
ними. С помощью современных систем моделирования (таких, например,
как IThink, VENSIM, DYNAMO и других) модель формируется на идеографическом
уровне. Получаемые системные потоковые диаграммы являются формой
структуризации знаний эксперта, в информационной сети которых вырабатывается
рассогласование (дисбаланс) по различным видам потребностей и потребления
ресурсов.
В
блоках принятия решений на основе этой информации выдаются управляющие
воздействия на различные виды объектов. Основной целевой задачей
является установление баланса использования ресурсов в системе.
Модели системной динамики применяются вместе с дифференциальными
уравнениями балансового типа, а также в сочетании с принципами и
методами логистики, основанными на оптимизации, управлении, интеграции
потоков в сложных системах.
В
данной работе разрабатывается имитационная модель городской системы
с целью прогнозирования основных социально-экономических показателей
развития города и решения задачи о распределении средств на жилой
фонд по различным направлениям. Жилищно-коммунальное хозяйство является
одним из центральных звеньев социальной инфраструктуры, что подтверждает
актуальность и значимость работы по исследованию и моделированию
жилищной сферы.
Обобщенная
компьютерная модель города, построенная в данной работе, позволяет
описывать динамику развития города с учетом воздействия различных
факторов, таких как эволюция жилого фонда и планирование деятельности
жилищно-коммунального хозяйства, бюджетный процесс и предпринимательская
активность в городе, деятельность строительных организаций, финансовые
отношения, реальные демографические и миграционные процессы.
Основной
задачей исследования является прогнозирование социально-экономического
развития городской системы при различных вариантах управленческих
решений органов муниципального управления. На модели можно прогнозировать
состояние бюджетных средств, доходы и расходы бюджета по различным
направлениям, численность населения и темпы его прироста, притягательность
города для населения, наличие жилого фонда с детализацией по степени
износа и форме собственности, количество предприятий сферы строительства
и сферы обслуживания, наличие свободной для застройки земли и другие
показатели. Изменяя значения системных регуляторов, находящихся
в компетенции местных органов власти, можно воспроизводить поведение
реальной городской системы на компьютерной модели и сравнивать варианты
управленческих решений, учитывая их краткосрочные и долгосрочные
последствия. Комплексный характер исследования позволяет учесть
цели отдельных подсистем и найти согласованное, компромиссное решение.
Частной
задачей муниципального управления, решаемой в данной работе, является
поиск рационального варианта распределения бюджетных средств на
строительство, содержание и капитальный ремонт жилого фонда с целью
достижения устойчивого роста обеспеченности населения жильем при
комплексном развитии города по основным социально-экономическим
показателям.
<<
Предыдущая глава | Содержание |
Следующая глава >>
|