Информационные системы
Концептуальное описание
 

1С:Предприятие

Учебник
Рассылка
Курс лекций
Статьи
Программы
Ссылки

Информационные технологии

Инф. системы
Технология .Net
Модель города
Книги и статьи

ЭРА

Интересное

Психология
Философия
Фантастика
Помощь студенту
Гостевая книга
Ссылки

Форум

mista.ru / Инф. технологии / Модель города / Научная работа / Концептуальное описание

2.2 Концептуальное описание моделируемой городской системы

Основные подсистемы, факторы и причинно-следственные отношения

В соответствии с поставленной целью и тематикой работы в городе выделяются следующие подсистемы:

  1. Бюджет
  2. Предприятия
  3. Жилой фонд
  4. Население

К подсистеме «Бюджет» относятся местный (муниципальный) бюджет, а также другие фонды, имеющие бюджетный характер (в том числе и так называемые «внебюджетные фонды»). В модели будет рассмотрено формирование доходной части местного бюджета и расходование бюджетных средств с акцентом на жилой фонд.

К подсистеме «Предприятия» относятся коммерческие юридические лица, частные предприниматели, муниципальные и государственные предприятия и организации. При моделировании будут более подробно рассмотрены строительные предприятия, имеющие непосредственное отношение к возведению нового жилого фонда.

К подсистеме «Жилой фонд» относятся все здания, пригодные для постоянного проживания граждан. При моделировании эта подсистема будет детализирована на несколько подсистем для учета факторов старения жилого фонда и перехода муниципального жилого фонда в частную собственность граждан и предприятий путем его продажи и приватизации. Так как от продажи муниципального жилого фонда совершаются значительные поступления в местный бюджет, то этот фактор необходимо учесть при моделировании.

К подсистеме «Население» относятся жители города, постоянно в нем проживающие. Население является главным потребителем жилого фонда, для которого он и создается.

Эти подсистемы взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга следующим образом, как показано на рис.3:

Взаимосвязь подсистем


 

Рис.3. Взаимосвязь подсистем города

В бюджет совершаются налоговые и неналоговые поступления от населения, предприятий и жилого фонда. Бюджетные средства используются на социальное обеспечение населения, на содержание и развитие жилого фонда, на создание городского заказа строительным предприятиям. Население проживает в жилом фонде, создает спрос на услуги и продукцию предприятий, приобретает в собственность объекты жилого фонда Предприятия оказывают услуги населению, строят новый жилой фонд, обслуживают население и жилой фонд, приобретают в собственность объекты жилого фонда

При анализе предметной области были выделены следующие факторы, которые необходимо учесть при моделировании:

  1. расходы местного бюджета на жилой фонд (расходы на содержание, капремонт и строительство)
  2. эволюция жилого фонда (строительство новых домов, износ жилого фонда, снос ветхих строений)
  3. продажа муниципального жилого фонда в собственность граждан и предприятий
  4. приватизация муниципального жилого фонда (бесплатная передача объектов муниципального  жилого фонда в собственность граждан)
  5. население (миграция [не маятниковая], рождаемость и смертность населения)
  6. экономическая активность строительных и обслуживающих предприятий, инвестиционная активность
  7. ограниченность земельного ресурса, пригодного для строительства жилья

Для учета этих факторов при моделировании необходимо детализировать некоторые подсистемы, как показано на рис.4.

Рис. 4. Детализация подсистем

К строительным предприятиям относятся строительные организации и их поставщики материалов и техники. Остальные предприятия рассматриваются как обслуживающие предприятия, которые обеспечивают работу строительных предприятий и обслуживают население, проживающее на территории города (коммунальное хозяйство, сфера услуг).

Деление жилого фонда на муниципальный и немуниципальный осуществляется по форме собственности.

Деление жилого фонда на новый, нормальный и изношенный производится для учета эволюции жилого фонда. Каждая единица жилого фонда проходит все три стадии своего существования при естественном ходе событий. Ремонт единицы жилого фонда может замедлить процесс ее старения, а капитальный ремонт способен преобразовать изношенный жилой фонд в нормальный, вполне пригодный для жилья.

При анализе предметной области были установлены следующие причинно-следственные отношения между компонентами модели:

  • Увеличение расходов бюджета на строительство жилого фонда увеличивает число предприятий подсистемы «Строительство» и активизирует деятельность существующих предприятий этой сферы (Город выступает заказчиком для строительных организаций).
  • Увеличение числа предприятий сферы «Строительство» и активизация имеющихся на рынке предприятий этой сферы увеличивает количество вакантных мест на них.
  • Работа предприятий сферы «Строительство» требует предоставления им услуг (транспортных, информационных и т.д.), что активизирует предприятия сферы «Обслуживание» и увеличивает их число на рынке.
  • Увеличение числа предприятий сферы «Обслуживание» и активизация имеющихся на рынке предприятий этой сферы увеличивает число вакантных мест на них.
  • Увеличение вакантных мест на предприятиях увеличивает притягательность города для населения из пригорода и других городов.
  • Строительство жилого фонда увеличивает обеспеченность населения жильем.
  • Физический износ жилого фонда снижает обеспеченность населения жильем.
  • Увеличение обеспечения населения жильем увеличивает притягательность города. Снижение обеспечения населения жильем уменьшает притягательность города
  • Увеличение числа жителей города снижает обеспеченность населения жильем.
  • Выделение средств бюджета на текущее обслуживание и мелкий ремонт жилого фонда и активизация предприятий сферы обслуживания снижает темп износа жилого фонда (Новый => Нормальный и Нормальный => Изношенный).
  • Выделение средств бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию способствует превращению изношенных зданий в нормальные.
  • Увеличивающееся население города создает дополнительный спрос на услуги предприятий подсистемы «Обслуживание».
  • Дополнительный спрос населения на услуги активизирует предприятия сферы «Обслуживание»
  • Увеличение числа предприятий и населения увеличивает поступление налогов в муниципальный бюджет.
  • Заселение жилого фонда увеличивает доходы бюджета от квартплаты.
  • Продажа жилого фонда в частную собственность населению и предприятиям дает дополнительные поступления в бюджет.
  • Увеличение численности населения увеличивает социальные расходы на население.
  • Увеличение социальных расходов на население увеличивает притягательность города.
  • Снос ветхого жилого фонда освобождает землю для строительства новых домов.

Системные регуляторы в управлении развитием города

В качестве главных регуляторов в данной работе рассматриваются доли распределения средств местного бюджета на жилой фонд по различным направлениям: на содержание жилого фонда, на капитальный ремонт и на строительство.

В качестве ограничения выступает свободная земля, пригодная для строительства жилья. Регулятором является темп присоединения новых земель, определяемый стратегическим планом развития города. Регулятором также является программа сноса ветхих строений, влияющая на освобождение земли для строительства новых домов.

Инвестиционная активность также способствует строительству жилого фонда. Инвестирование строительства требует передачи части квартир вновь построенного жилого дома в собственность инвестора. Регулятором может являться законодательство, регламентирующее порядок инвестирования и выгоды инвестора.

Налоговые ставки сильно влияют на местный бюджет. Но ставки налогов, составляющих главные поступления в местный бюджет устанавливаются на государственном уровне и следовательно не поддаются регулированию со стороны местных органов власти.

Уровень социальных расходов на население является частично управляемым параметром со стороны местных органов власти. В основном социальные выплаты установлены законодательством для определенных категорий граждан, тем не менее город может за счет собственных средств финансировать социальные выплаты особо незащищенным слоям населения. Увеличение социальных расходов на население повышает их жизненный уровень и увеличивает притягательность города, но увеличивает расходы бюджета.

Темп приватизации является сильным регулятором, находящимся в ведении местных органов власти. Он влияет на темп перехода муниципального жилого фонда в немуниципальный, находящийся в частной собственности граждан.

Темп продажи муниципального жилого фонда является сильным регулятором, так как при продаже муниципального жилого фонда в собственность граждан и предприятий совершаются значительные поступления в местный бюджет.

Размер квартплаты является сильным регулятором, находящимся в ведении местных органов власти, так как квартплата является основным источником бюджетных доходов от заселенного жилого фонда.

<< Предыдущая глава | Содержание | Следующая глава >>

© Станислав Митичкин
www.mista.ru
, 1997-2003
1C:TOP-100
Волшебный форум