2.
Разработка имитационной модели города
2.1
Описание предметной области. Цели моделирования
Объектом
моделирования в работе является городская система, бюджетный процесс
и жилищная сфера, входящая в социальную инфраструктуру.
По
российскому законодательству город — это населенный пункт, в котором
проживает более 12 тыс. жителей и более 85% производства не является
сельскохозяйственным. Города возникли благодаря тому, что концентрация
различных ресурсов в одном месте позволяет добиться более эффективных
результатов и обеспечить жизнедеятельность многих людей.
Города классифицируются
по размеру на следующие типы:
- город-гигант
более 1 млн. чел.
- крупный
город 500 тыс. – 1 млн. чел.
- большой город
250 – 500 тыс. чел.
- средний
город 50 – 250 тыс. чел.
- малый город
12 – 50 тыс. чел.
Целями моделирования
являются:
- Прогнозирование
социально-экономического развития города на период до 20 лет.
- Планирование
бюджетных расходов в части жилого фонда с целью обеспечения населения
жильем в соответствии с социальной нормой при устойчивом развитии
города по основным социально-экономическим показателям. Планирование
необходимо осуществлять в краткосрочной (5 лет) и долгосрочной
перспективе (20 лет).
Управление
городом
Управление
городом осуществляется местными (муниципальными) органами власти,
которые не входят в систему органов государственной власти [1] . Местное самоуправление
— обязательный компонент демократического государственного строя,
принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах.
Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им
представительные и исполнительные органы, которые наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными правами.
Структура
муниципальных органов власти индивидуальна для каждого города, но
тем не менее можно выделить следующие типичные органы власти, имеющиеся
в каждом городе:
- Выборный
представительный орган (Дума, Совет и т.п.)
- Исполнительный
орган власти (мэрия, администрация и т.п.)
- Высшее должностное
лицо (мэр, глава администрации и т.п.)
- Органы судебной
власти
Таким
образом, в структуре местных органов власти представлены все три
ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Традиционно
выделяют три уровня принятия решений при управлении городом: верхний,
средний и нижний.
На
верхнем уровне осуществляется макромоделирование социально-экономического
развития города и формирование стратегии его развития. Разработка
стратегии осуществляется мэром и Городской Думой. На стратегическом
уровне определяется общий генеральный план развития города, утверждаются
стратегические положения и законы, служащие основой для разработки
тактик управления. Принимаемые решения касаются всего города.
На
среднем уровне происходит выработка конкретных управленческих решений
по экономическому регулированию рынка. На тактическом уровне управления
принимаются решения, касаемые определенных сфер человеческой жизни.
Решения принимаются в рамках утвержденной стратегии развития города
и при согласовании с другими подразделениями администрации. Часто
органы власти на этом уровне организованы в Комитеты, заведующие
определенным комплексом вопросов. Принимаемые решения касаются многих
объектов управления или отдельных объектов, имеющих общегородское
значение.
Нижний
уровень – информационный, на который стекается информация из районов,
органов управления, комитетов, из административно-хозяйственных
служб. На низовом уровне управления происходит учет информации о
конкретных объектах управления, формируется статистическая отчетность
для верхних уровней управления. Принимаемые решения касаются конкретных
объектов управления.
Объекты
управления в городе
Задача
органов местного самоуправления — рационально управлять объектами
управления с целью удовлетворения потребностей населения и повышения
их жизненного уровня. Поэтому необходимо пояснить, какими объектами
могут управлять местные органы власти.
В
городе можно выделить следующие объекты управления:
- Население
- Фонды территории
- Инфраструктура
- Субъекты
деловой активности
- Источники
бюджета и финансов
К
населению относятся постоянно проживающие на данной территории граждане,
жители близлежащих районов, а также приезжие.
К
фондам территории относится сама территория, природные ресурсы,
здания и сооружения, жилой фонд и другие виды ресурсов.
К
инфраструктуре относятся транспортная сеть, дороги, инженерные коммуникации,
водопроводно-канализационное хозяйство, топливно-энергетическое
хозяйство, теплосети, а также здания и сооружения, входящие в их
состав. Кроме того сюда относятся объекты социальной инфраструктуры
— образования, здравоохранения, культуры и спорта и т.д.
К
субъектам деловой активности относятся коммерческие юридические
лица, частные предприниматели, муниципальные и государственные предприятия
и организации.
К
источникам бюджета и финансов относятся предприятия, население,
земля, здания и другие объекты и явления, пополняющие местный бюджет.
Управление
городом осуществляется через различные механизмы, такие как законодательство,
бюджет и др. Для местных органов власти бюджет является главным
механизмом управления социально-экономическим развитием города,
поэтому целесообразно более подробное рассмотрение бюджетных отношений.
Городской
бюджет
Одним
из важнейших институтов государства является бюджетная система.
На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы,
мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и
территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджет — это законодательно утвержденный план доходов и расходов
на определенный период, обычно на год, предназначенный для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В
рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства
оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно
возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов
государственного регулирования экономики.
В
России выделяется три вида бюджетов:
- Федеральный
(государственный) бюджет — на уровне государства, страны
- Региональный
бюджет — на уровне субъекта РФ, региона
- Местный бюджет
(муниципальный) — на уровне района, города, поселка.
Финансовой
базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные
права, предоставленные местным органам власти, дают им возможность
составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать
от них доходы. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения
до населения конечных результатов производства, они играют важнейшую
роль в обеспечении и развитии инфраструктуры общества. Формирование
и исполнение местного бюджета имеет свои особенности.
Бюджетный
процесс — это процесс формирования доходной части бюджета и процесс
распределения бюджетных средств по различным направлениям.
Доходная часть
местного бюджета
Доходы
местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в
распоряжение органов местного самоуправления.
Местный
бюджет формируется за счет собственных и регулирующих
доходов. Собственные средства не являются основными источниками
формирования местных бюджетов. В 1997 году в целом по России их
удельный вес составил 23%. Регулирующие доходы — это поступления
в местный бюджет от других уровней власти, из вышестоящих бюджетов:
регионального и федерального, доля которых законодательно закреплена.
Ниже
в таб.1 приведены данные о структуре доходной части местных бюджетов
РФ в 1997 году:
Таблица
1.
Статья
доходов |
Процент |
I.
Налоговые доходы |
64,3 |
1. Налог на прибыль |
10,3 |
2. Подоходный налог с физических лиц |
19,3 |
3. Налог на добавленную стоимость |
8,3 |
4. Акцизы |
1,2 |
5. Налог на имущество физических лиц |
0,2 |
6. Налог на имущество предприятий |
9,3 |
7. Платежи за пользование природными ресурсами |
4,6 |
II.
Неналоговые доходы |
2,3 |
1. Доходы от гос. собственности или от деят-ти |
0,8 |
2. Доходы от продажи гос. имущества |
0,3 |
III.
Безвозмездные перечисления |
33,3 |
1. От других уровней власти |
33,2 |
2. От целевых бюджетных фондов |
0,1 |
Собственные
доходы местного бюджета
В
состав собственных доходов местного бюджета входят:
- Местные
налоги и сборы
- земельный
налог
- налог
на имущество физических лиц
- налог
на рекламу
- налог
на наследство и дарение
- местные
лицензионные сборы
-
Доходы от продажи муниципальной собственности
- доходы
от продажи земли
- доходы
от продажи квартир гражданам
- доходы
от продажи объектов государственной и муниципальной собственности
- Средства
обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных
и отраслевых фондов
Регулирующие
доходы местного бюджета
В число главных регулирующих доходов входят отчисления:
- от
налога на добавленную стоимость
- от
акцизов
- от
налога на прибыль предприятий
- от
подоходного налога физических лиц
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими органами
власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и
объема его собственных доходов.
Расходная часть
местного бюджета
Расходы местного бюджета — денежные средства, на финансовое обеспечение
задач и функций местного самоуправления. Задача органов местного самоуправления
— оптимальное распределение бюджетных средств с целью удовлетворения
потребностей населения и повышения их жизненного уровня.В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются
следующие функциональные виды расходов:
- содержание
органов местного самоуправления,
- формирование
муниципальной собственностью и управление ею,
- организация,
содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации,
других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или
в ведении органов местного самоуправления.
- содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства
- муниципальное
дорожное строительство и содержание дорог местного значения
- благоустройство
и озеленение территорий муниципальных образований
и другие.
Существуют
так называемые «защищенные статьи» бюджета, средства на которые
выделяются в первую очередь. Остальные статьи финансируются по остаточному
принципу. К защищенным статьям, например, частично относятся социальные
расходы. Кроме того, защищенные подстатьи выделяются внутри каждой
статьи расходов.
Далее
в таб.2 приведены данные о структуре расходной части местных бюджетов
РФ в 1997 году:
Таблица
2.
Статья
расходов |
Процент |
1.
Государственное управление |
4,4 |
2.
Правоохранительная деят-ть и обеспечение безопасности |
1,4 |
3.
Промышленность, энергетика и строительство |
1,5 |
4.
Сельское хозяйство и рыболовство |
2,1 |
5.
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
3,3 |
6.
Жилищно-коммунальное хозяйство |
28,0 |
7.
Образование |
26,8 |
8.
Культура и искусство |
2,2 |
9.
Здравоохранение и физическая культура |
14,9 |
10.
Социальная политика |
11,1 |
11.
Прочие расходы |
4,2 |
12.
Расходы целевых бюджетных фондов |
0,1 |
Как
видно из приведенных данных главные расходы местного бюджета: это
жилищно-коммунальное хозяйство (28%) и расходы на образование (27%)
— более половины расходов всего бюджета (55%). Поэтому более подробное
рассмотрение этих видов расходов очень актуально. Именно здесь могут
быть выявлены значительные скрытые резервы. Цель исследования: найти
варианты более оптимального распоряжения этими средствами в целях
повышения жизненного уровня населения. В данной работе будет более
подробно рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное
хозяйство
В
современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей
деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и
поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек
в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией,
теплом, городским транспортом и т.д.
Современное производство также невозможно без обеспечения его услугами
ЖКХ. Компоненты ЖКХ создают условия жизни работнику, доставляют
его к месту работы, поставляют строительным и промышленным предприятиям
воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе
производства.
Являясь
важной частью народного хозяйства страны, эта отрасль требует выделения
на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов.
Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которые складываются
в пользу отрасли, т.е. она получает средств из бюджета больше, чем
вносит в него.
Как
отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
- жилищное
хозяйство
- водопроводно-канализационное
хозяйство
- топливно-энергетическое
хозяйство
- городской
пассажирский транспорт
- благоустройство
населенных мест
Источниками
финансирования ЖКХ являются бюджетные средства, средства, получаемые
предприятиями ЖКХ за реализацию своих услуг и продукции юридическим
и физическим лицам, а также средства предприятий на содержание принадлежащих
им объектов ЖКХ.
В
консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно
14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью
выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств,
направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные
бюджеты и 65% — на местные бюджеты.
Жилищное хозяйство
Жилищное
хозяйство — одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры.
Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных
условий. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов,
удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных
органам городскому самоуправлению составляет 70-80%.
Бюджетные
средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных
бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70%
— из местных.
Расходы на
жилищное хозяйство
Все
расходы местного бюджета на жилищное хозяйство можно разделить на:
- расходы на
содержание имеющегося жилого фонда и мелкий ремонт
- расходы
на капитальный ремонт и реконструкцию изношенного жилого фонда
- расходы
на строительство новых домов
В
общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного
фонда составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах —
11%, в местных — 19%. В затратах на содержание жилых строений значительную
часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют
более 30%.
Из
общего объема средств, выделяемых на содержание жилого фонда, наибольшая
часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное
и в достаточном объеме выделение финансовых и материальных ресурсов
на текущий ремонт позволяет содержать жилые дома в технически исправном
состоянии. В перспективе доля расходов на текущий ремонт из общих
расходов на содержание жилищного фонда возрастет до 50% и выше.
В настоящее время текущее обслуживание и ремонт жилого фонда осуществляется
за счет городского бюджета. В последнее время есть тенденция городских
властей возложить обслуживание жилого фонда на самих жителей отдельных
домов и целых городских кварталов.
Выделение средств на капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда
позволяет продлить срок службы жилого фонда и превратить объекты
изношенного жилого фонда во вполне пригодные для жилья.
Расходы на строительство новых домов финансируются также из бюджетов
вышестоящих уровней путем дотаций и субсидий. Эти бюджетные расходы
могут запускать в действие инвестиционные механизмы, привлекающие
средства предприятий и инвесторов. Т.е. бюджетные средства могут
составлять лишь определенную долю в общем объеме финансирования
строительства жилого дома.
Доходы жилищного
хозяйства
Источниками
доходов жилищного хозяйства являются:
- квартирная
плата (55%)
- арендная
плата (30%)
- сборы с
арендаторов на эксплутационные расходы
- прочие доходы
Коммунальное
хозяйство
Коммунальное
хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом,
дорогами, транспортом и т.д. Из всей отрасли ЖКХ к коммунальному
хозяйству относятся:
- водопроводно-канализационное
хозяйство
- топливно-энергетическое
хозяйство
- городской
пассажирский транспорт
- благоустройство
населенных мест
Расходы
на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются
за счет средств территориальных бюджетов, средств физических и юридических
лиц. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной
системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные — 42%.
В территориальных бюджетах расходы на финансирование коммунальных
предприятий составляют 11%.
<<
Предыдущая глава | Содержание |
Следующая глава >>
|