3.1 Формулировка целей моделирования.
Вербальное описание моделируемой системы
Требуется
разработать комплекс моделей для поддержки принятия решений в жилищно-коммунальной
сфере на муниципальном уровне.
Объектом
моделирования является жилищно-коммунальная сфера, включающая отрасль
жилищно-коммунального хозяйства и процессы между участниками взаимодействия
(государственная власть, органы местного самоуправления, предприятия,
население) по поводу жилого фонда и инфраструктуры.
Модель
жилищно-коммунальной сферы должна учитывать наиболее значимые факторы
и процессы предметной области, быть адекватной предметной области,
позволять отслеживать динамику изменения любого показателя во времени.
Прогнозирование должно осуществляться на период до 10 лет с шагом
моделирования 1 год.
Целями моделирования являются:
- Оценка
и прогноз состояния жилищно-коммунальной сферы региона при сохранении
текущих условий в отрасли (оценка текущей стратегии управления,
определяемой набором используемых регуляторов).
- Анализ
функционирования жилищно-коммунальной сферы — определение возможных
путей влияния на ситуацию (подбор потенциальных регуляторов).
- Сравнение
различных вариантов развития жилищно-коммунальной сферы региона,
обусловленных альтернативными управленческими решениями (выбор
между несколькими регуляторами и их различными сочетаниями).
- Планирование
бюджетных расходов в части жилого фонда с целью повышения обеспеченности
населения жильем в соответствии с социальной нормой при устойчивом
развитии города в целом по основным социально-экономическим показателям.
При
анализе предметной области были выделены следующие факторы и
процессы, которые необходимо учесть при моделировании:
- Формирование
доходной и расходной части бюджета. Расходы местного бюджета на
жилой фонд и инфраструктуру (расходы на содержание, капремонт
и строительство, другие расходы)
- Эволюция
жилого фонда и инфраструктуры (строительство новых объектов, износ
объектов, снос ветхих строений и сооружений)
- Выделение
категории элитного жилья в общем объеме жилого фонда города
- Продажа
жилого фонда в собственность граждан и предприятий путем
- Население
(миграция [не маятниковая], рождаемость и смертность населения)
- Экономическая
активность строительных и обслуживающих предприятий
- Инвестиционные
процессы при строительстве жилого фонда и объектов инфраструктуры.
- Обеспечение
ресурсами населения. В данной работе рассматривается только один
вид ресурсов, занимающий в структуре расходов наибольшую часть:
горячая вода и тепло. В качестве объектов инфраструктуры рассматриваются
котельные города и тепловые станции и централи.
- Динамика
денежных доходов населения. Население должно рассматриваться как
совокупность семей.
- Тарифная
политика стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения
- Доступность
приобретения жилья для семьи.
- Условия
проживания, что включают в себя ряд факторов, главный из которых
износ жилого фонда и инфраструктуры, а также обеспеченность ресурсами.
- Адресные
субсидии социально-незащищенным слоям населения на приобретение
жилья
- Дотации
из бюджетов всех уровней предприятиям ЖКХ на покрытие убытков
- Уровень
неплатежей населения
- Ограниченность
свободной для застройки земли
- Дифференциация
жилого фонда по форме собственности: муниципальный и немуниципальный
Разрабатываемый
модельный комплекс должен помогать решать следующие задачи:
- оценка
состояния жилого фонда с детализацией по степени износа, оценка
среднего износа жилого фонда в целом по городу;
- оценка
состояния жилого фонда с детализацией по категории: элитное жилье,
простое жилье; анализ стратегии строительства элитного жилья;
прогнозирование доходов в бюджет от продажи жилого фонда каждой
категории;
- оценка
состояния жилого фонда с детализацией по форме собственности:
муниципальное и немуниципальное жилье;
- прогнозирование
обеспеченности населения жильем с учетом доступности приобретения
жилья и условий проживания.
- оценка
доступности приобретения жилья для бедных семей и семей среднего
класса, а также в целом по городу;
- оценка
экономической эффективности жилищно-коммунального хозяйства;
- прогнозирование
доходной и планирование расходной части местного бюджета с ориентацией
на жилищно-коммунальную сферу: расходы в части жилого фонда (строительство,
капремонт и содержание), на дотации предприятиям отрасли, на субсидии
населению на приобретение жилья;
- прогноз
численности и структуры населения по классу с учетом рождаемости,
смертности и миграции населения;
- оценка
обеспеченности населения ресурсом «тепло и горячая вода»; планирование
средств на строительство, капремонт и содержание инфраструктуры
для данного ресурса;
- оценка
экономической активности предприятий, анализ структуры предприятий
с выделением строительных и обслуживающих предприятий;
- выработка
тарифной политики с учетом дифференциации тарифов для богатых
семей;
- оценка
доли квартплаты в совокупном доходе семьи; прогнозирование уровня
неплатежей населения; оценка доли населения в оплате жилищно-коммунальных
услуг; разработка нормативов по жилищно-коммунальной сфере.
Основные подсистемы модели жилищно-коммунальной
сферы
В
соответствии с поставленными целями и задачами в городской системе
выделяются следующие подсистемы:
- Бюджет
(финансы и денежные средства)
- Предприятия
(экономика)
- Жилой
фонд и инфраструктура (ЖКХ)
- Население
(социальный блок)
К
подсистеме «Бюджет» относятся местный (муниципальный) бюджет. В
работе будет рассмотрено формирование доходной части местного бюджета
и расходование бюджетных средств с акцентом на жилой фонд. В качестве
отдельных уровней можно выделить другие фонды денежных средств,
имеющие характер финансов. Т.е формируемые на законодательной основе
и расходуемые по различным направлениям. Можно выделить отдельные
уровни, включающие средства банков и предприятий, потому что ссуды
банков и предприятий часто используются при строительстве и приобретении
жилья. Предлагаю назвать эту подсистему «Финансы» или «Денежные
средства».
К
подсистеме «Предприятия» относятся коммерческие юридические лица,
частные предприниматели, муниципальные и государственные предприятия
и организации. При моделировании будут более подробно рассмотрены
строительные предприятия, имеющие непосредственное отношение к возведению
нового жилого фонда, а также инвестиционные процессе в строительстве.
Инвестиции могут быть от государства (из бюджета и внебюджетных
фондов), от предприятий и банков, а также от населения.
К
подсистеме «Жилой фонд» относятся все здания, пригодные для постоянного
проживания граждан. При моделировании эта подсистема будет детализирована
на несколько подсистем для учета факторов старения жилого фонда
и перехода муниципального жилого фонда в частную собственность граждан
и предприятий путем его продажи и приватизации. Так как от продажи
муниципального жилого фонда совершаются значительные поступления
в местный бюджет, то этот фактор необходимо учесть при моделировании.
Детализация жилого фонда по разным критериям не обязательно может
присутствовать в одной модели. Возможно создание комплекса взаимосвязанных
моделей, каждая из которых нацелена на решение определенного круга
вопросов. Подсистема жилой фонд также включает инфраструктуру, а
именно коммунальное хозяйство. Это необходимо, так как от этого
напрямую зависит качество жилой среды для населения. Коммунальные
платежи являются одной из основных частей в квартплате и являются
одним из самых острых вопросов, требующих решения при реформировании
ЖКХ.
К
подсистеме «Население» относятся жители города, постоянно в нем
проживающие. Население является главным потребителем жилого фонда,
для которого он и создается. Население может являться инвестором
при строительстве жилья. Население также оплачивает определенную
часть стоимости коммунальных услуг и квартплаты. Для социально-незащищенных
слоев населения могут быть предоставлены различные льготы, компенсации
квартплаты, субсидии на строительство и приобретение жилья.
Эти подсистемы взаимосвязаны между собой и влияют друг
на друга следующим образом, как показано на рис.3.1:
Рис.3.1. Взаимосвязь подсистем города
В бюджет совершаются налоговые и неналоговые
поступления от населения, предприятий и жилого фонда. Бюджетные
средства используются на социальное обеспечение населения, на содержание
и развитие жилого фонда, на создание городского заказа строительным
предприятиям. Население проживает в жилом фонде, создает спрос на
услуги и продукцию предприятий, приобретает в собственность объекты
жилого фонда Предприятия оказывают услуги населению, строят новый
жилой фонд, обслуживают население и жилой фонд, приобретают в собственность
объекты жилого фонда
Главным индикатором эффективности функционирования
отрасли ЖКХ, с точки зрения населения, предлагается считать «Обеспеченность
населения доступным и качественным жильем». Основу для расчета данного
показателя составляет показатель «Номинальная обеспеченность населения
жильем», скорректированный с учетом индекса доступности приобретения
жилья и индекса условий проживания.
Понятие доступности жилья включает в себя возможность
приобретения жилья и проживания в нем со стороны населения, учитывая
уровень их доходов. В данной работе рассматривается только доступность
приобретения жилья. При этом население рассматривается как совокупность
семей и учитывается совокупный семейный доход, а не доход в среднем
на одного человека. По уровню семейных доходов население делится
на группы. Социально-незащищенные слои населения, имеющие доходы
ниже определенного предела, имеют право на помощь государства и
муниципалитета. Им могут быть предоставлены льготы, компенсации
и субсидии. Один из главных принципов проводимой в настоящее время
реформы ЖКХ является принцип адресных субсидий. Это означает, что
отменяются некоторые льготы, а вводятся адресные субсидии и компенсации
конкретным семьям, имеющим на них право и обратившимся за помощью
к государству.
Понятие качества жилья (жилой среды) включает
в себя качество жилого фонда и инфраструктуры, а также других объектов
и явлений, имеющих отношению к условиям проживания. На качество
жилого фонда и инфраструктуры очень сильно влияет износ. Фактически
он составляет главный критерий качества, но, разумеется, не последний.
Изношенность жилого фонда и инфраструктуры уменьшается в результате
текущего и капитального ремонта, а также в результате применения
новых строительных технологий и материалов.
Так
как жилищно-коммунальное хозяйство входит в более глобальную систему,
то с точки зрения государства отрасль характеризуется рядом других
показателей (индикаторов). Важный критерий — экономическая эффективность
функционирования отрасли. Основным индикатором экономической эффективности
жилищно-коммунального хозяйства является размер дотаций предприятиям
отрасли на покрытие убытков из бюджета города и бюджетов других
уровней власти.
Большую
группу важных индикаторов составляют показатели по жилому фонду.
В частности общая площадь жилого фонда в городе, площадь жилого
фонда с детализацией по степени износа и категории жилья, доля каждого
вида жилого фонда в общем жилом фонде города, темпы строительства,
капремонта и сноса изношенного жилья, доля покрытия требуемых расходов
на содержание жилого фонда.
При
принятии решений необходимо учитывать поведение и других компонентов
модели: предприятия, доля удовлетворения потребности в предприятиях,
инфраструктура, расходы на инфраструктуру, индекс обеспеченности
ресурсом, соотношение квартплаты и доходов населения, доля покрытия
требуемых расходов на адресные субсидии населению и другие показатели.
При
анализе проблемной области были выявлены следующие причинно-следственные
отношения между переменными модели:
- Увеличение
расходов на строительство жилого фонда увеличивает число предприятий
подсистемы «Строительство» и активизирует деятельность существующих
предприятий этой сферы.
- Увеличение
предприятий сферы «Строительство» активизирует предприятия сферы
«Обслуживание» и увеличивает их число на рынке.
- Увеличение
численности населения активизирует предприятия сферы «Обслуживание»
и увеличивает их число на рынке.
- Увеличение
площади жилого фонда увеличивает обеспеченность населения жильем.
- Выделение
средств на содержание жилого фонда замедляет износ жилого фонда
(Новый => Нормальный и Нормальный => Изношенный).
- Выделение
средств на содержание оборудования инфраструктуры замедляет износ
и темп списания оборудования.
- Выделение
средств на строительство и капремонт котельных увеличивает число
работающих котельных средней мощности
- Увеличение
количества котельных средней мощности увеличивает обеспеченность
населения горячей водой и теплом
- Увеличение
численности населения уменьшает обеспеченность населения горячей
водой и теплом
- Увеличение
обеспеченности населения горячей водой и теплом улучшает условия
проживания
- Увеличение
среднего износа жилого фонда ухудшает условия проживания
- Выделение
средств на капитальный ремонт и реконструкцию способствует превращению
изношенных зданий в нормальные.
- Увеличение
числа предприятий средней мощности и численнсости населения увеличивает
поступление налогов в муниципальный бюджет.
- Продажа
муниципального жилого фонда населению и предприятиям дает дополнительные
поступления в местный бюджет.
- Увеличение
численности населения увеличивает потребность в субсидиях на приобретение
жилья
- Выделение
средств на субсидии на приобретение жилья увеличивает доступность
приобретения жилья.
- Увеличение
доли квартплаты в доходе семьи увеличивает уровень неплатежей
- Увеличение
уровня неплатежей снижает реальные поступления от квартплаты
- Снижение
реальных поступлений от квартплаты увеличивает убыточность отрасли
- Увеличение
убытков отрасли увеличивает нагрузку на бюджет (механизм покрытия
убытков посредством выделения дотаций предприятиям отрасли)
Затем на основе
диаграммы причинно-следственных отношений были разработаны системные
потоковые диаграммы, представленные в следующем разделе.
<<
Предыдущая глава | Содержание
| Следующая глава >>
|