- Конфликт
-- это столкновение интересов.
Если
в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.
Конфликты -- норма жизни.
Война -- это
продолжение политики другими средствами (Бисмарк).
Конфликт -- это продолжение взаимодействия между людьми другими
средствами.
Негативные
функции конфликта:
- материальные
и эмоциональные затраты,
- дух конфронтации,
ухудшение отношений,
- снижение
производительности труда.
Позитивные
функции конфликта:
- не дает окостенеть
системе отношений, толкает к развитию,
- стороны лучше
узнают друг друга,
- выявляются
ранее скрытые достоинства и недостатки,
- стимулирует
активность людей, растет чувство ответственности и значимости,
- снимает напряженность,
дает выход пару,
- сплочение
единомышленников,
- выдвижение
и формирование лидеров,
- диагностика
и прояснение ситуации.
Для поддержания
состояния конфликта нужны энергия, душевные силы, усилия конфликтующих
сторон.
Классификация
конфликтов по составу участников:
- Внутриличностные.
- Межличностные.
- Групповые.
- Организационные
(внутри организации и между несколькими организациями).
- Социальные
(в т.ч. культурные, политические, религиозные).

Структура
конфликта
- Стороны,
участвующие в конфликте:
(конфликтующие стороны -- конфликтанты, сочуствующие, провокаторы,
примирители, консультанты, невинные жертвы).
- Зона
разногласий (предмет спора, факт, вопрос обсуждения).
- Представления
о ситуации.
- Мотивы.
- Действия.
У
каждой из сторон свои представления о сложившейся ситуации. Элементы
конфликта (стороны, зона разногласий) могут изменяться: увеличиваться,
уменьшаться, преобразовыватся.

Зона разногласий
состоит из объективных и субъективных факторов
конфликта.
Объективные
факторы -- это реально существующие в действительности
обстоятельства. Например, социальное неравенство, классовые противоречия,
конкуренция на рынке, ограниченность ресурсов, дефицит, утрата
и искажение информации. Что касается личности, то объективными
факторами в данном случае являются образование, квалификация,
интеллектуальное развитие, возможности личности, ее глубинные
установки и потребности.
Из-за существования
объективных факторов конфликты неизбежны. Главное то, как они
будут протекать.
Субъективные
факторы -- это иллюзорные, кажущиеся обстоятельства,
представления сторон.
Развитие
конфликта
- Предконфликтная
ситуация (т.е. положение дел накануне конфликта)
Обычно уже
тогда существуют предпосылки конфликта. Напряженность
отношений -- это потенциальный или латентный
(скрытый) конфликт.
- Инцидент
(завязка, последняя капля, первая стычка, искра конфликта)
- Эскалация
(дальнейшие действия / противодействия сторон)
виды эскалации:
непрерывная (прямая), вялая (логарифм), крутая (экспонента),
волнообразная (синусоида вверх).
- Кульминация
(вершина эскалации, взрыв)
- Завершение
конфликта
Цена
продолжения конфликта
(затраты энергии, времени и сил, ущерб от действий другой стороны,
ухудшение общей ситуации) и цена выхода из конфликта (утраты из-за выхода из
конфликта минус приобретения).
- Постконфликтная
ситуация (горечь, стресс, утрата веры, гордость, самоутверждение,
опыт)
Поведение
людей в конфликте
- Избегание
- Соперничество
- Приспособление
- Компромисс
- Сотрудничество
Эти стратегии
различаются по степени удовлетворения интересов каждой из сторон,
что хорошо видно на следующей схеме:

Избегание
-- человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид,
что ее не существует, "уходит".
Такая стратегия
оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит
того, чтобы тратить свои силы и ресурсы. Иногда лучше "не
связываться", так как шансы что-либо улучшить близки к нулю.
Соперничество
-- удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы
другой стороны.
Такая стратегия
часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях,
при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве. Но иногда
противостояние приобретает деструктивный характер -- "победа
любой ценой", применяются нечестные и жестокие приемы.
Приспособление
-- уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции
перед его требованиями.
Уступки могут
демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях,
даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая
стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка
воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации
конфликта. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок от оппонента.
Компромисс
-- взаимные уступки сторон.
Идеальный
компромисс -- удовлетворение интересов каждой из сторон на половину.
Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению
с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем
к еще большему обострению отношений. Часто компромисс -- это временный
выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы
полностью.
Сотрудничество
-- удовлетворение интересов обеих сторон.
Для сотрудничества
необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому
уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.
При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются
партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества
необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также
время и ресурсы.
Ни одна из стратегий
не может быть однозначно "хорошей" или "плохой".
Каждая из них может быть оптимальной в конкретной ситуации.
Отрицательные
последствия доминирования одной из стратегий:
Соперничество |
требует постоянного напряжения, велик риск потери друзей,
здоровья, даже жизни |
Приспособление |
комплекс неполноценности, низкая самооценка, депрессия,
пассивность, не дает возможности самореализоваться. |
Избегание |
социальная изоляция, велик риск алкоголизма и наркомании |
Компромисс |
скользкий, беспринципный, подозрительный человек, с ним
надо быть настороже |
Сотрудничество |
похож на кота Леопольда: "Давайте жить дружно!",
бесхарактерный зануда, не способен постоять за себя и других. |
Модели
развития конфликта в трудовом коллективе
- Трудовой
спор.
Разногласия по отдельным вопросам, общая заинтересованность сторон
в решении проблемы, уверенность в достижении согласия, хорошие
личные отношения, доброжелательность. Воздействие на партнера
производится посредством аргументации и убеждения. Высока вероятность
благополучного исхода конфликта.
- Формализация
отношений.
Зона разногласий более широка, у сторон есть сомнения в достижении
согласия, общение ограничивается, уходят личные, неформальные
аспекты. Стороны обращаются к официальным процедурам и структурам:
служебные записки, принцип "как решит руководство".
Исход конфликта неоднозначен.
- Психологический
антогонизм.
Зона разногласий не определена и имеет тенденцию к расширению.
Оппоненты преувеличивает разногласия, не жалают искать согласия.
Общение сводится к минимуму, присутствует постоянный дух враждебности.
Взаимное психологическое неприятие, в том числе "переход
на личности". Высока вероятность деструктивного исхода конфликта.
Транзактный
анализ
Человеческую
личность можно представить состоящей из нескольких частей:
- Ребенок
(Id по Фрейду) -- жизненная
энергия, жизнерадостность, яркая эмоциональность, спонтанные творческие
способности, НО недостаток самоконтроля, избегание ответственности,
ранимость.
Принцип "Хочу!"
- Взрослый
(Ego) -- ориентирован на реальность, рационален, адаптивен,
руководствуется понятиями целесообразности и выгоды, прагматик,
НО бесчувственнен, слабое воображение, консервативен.
Принцип "Разумно!"
- Родитель
(Super-Ego) -- набор жизненных правил, оценок, желание
и способность помогать, опекать, учить, судить, наказывать, поощрять,
НО предсказуем, ригиден, стремится к власти.
Принцип "Должен!"
Конфликт возникает
из-за того, что в процессе общения у людей вступают во взаимодействия
несоответствующие друг другу "части" личностей. Например,
сотрудник говорит: "Мне не удалось договориться с поставщиками."
(транзакция взрослый -- взрослый). Руководитель отвечает: "Так
я и знал, что на вас нельзя положиться. Все надо делать самому."
(транзакция родитель -- ребенок). Назревает конфликт.

Именно Ребенок
чаще всего становится причиной конфликта, потому что ему присущи
сильные и неконтролируемые эмоции: гнев, радость, страх, обидчивость...
|