ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
город стал основным местом обитания людей. В России в городах и
поселках городского типа проживает примерно 70% населения страны.
Город относится к сложным слабоструктурированным социально-экономическим
системам с множеством прямых и обратных связей, имеющих нелинейный
характер. Поведение такой системы сложнопредсказуемо и не всегда
согласуется с нашим жизненным опытом и интуицией. Основная целевая
задача городского управления — определение таких пропорций общественного
воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению
потребностей населения в городе и повышению его жизненного уровня.
Для социально-экономических систем характерно наличие множества
целей, часто противоречащих друг другу, поэтому при выборе того
или иного варианта развития приходится формировать согласованное
решение, позволяющее находить компромисс между городскими и общегосударственными
целями, а также целями отдельных подсистем. При исследовании города
решаются задачи достижения баланса использования ресурсов в системе,
что обеспечивает устойчивое развитие социально-экономической системы
в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В условиях перераспределения функций государственного
управления и расширения функций городского самоуправления происходит
смещение акцента с централизованной плановой экономики к выработке
самостоятельной стратегии социально-экономического развития на уровне
муниципального управления. Для разработки программ социально-экономического
развития города и принятия обоснованных решений по всем направлениям
хозяйственной деятельности необходимо обеспечить информационно-аналитическую
поддержку муниципальных органов власти, создавая проблемно-ориентированные
системы поддержки принятия решений с применением новейших информационных
технологий, методов компьютерного моделирования и интеллектуального
анализа данных. Методы компьютерного моделирования позволяют проводить
комплексный анализ сложной городской системы с учетом множества
факторов и элементов неопределенности, прогнозировать будущее состояние
системы, выявлять скрытые взаимосвязи, анализировать аномалии, что
в конечном итоге позволяет принимать обоснованные решения органам
городского управления.
Проблема
развития городов беспокоила исследователей и раньше, в частности
Дж. Форрестер [1] в 70-х годах построил имитационную модель для
анализа эволюции типичного американского города. Но в его модели
не учитываются многие факторы, имеющие важное значение в современных
российских условиях, такие как особенности переходного периода,
финансовые отношения и социальный аспект в жилищно-коммунальной
сфере. В других работах рассматриваются проблемы и модели городских
территорий на основе оптимизационного подхода, известные недостатки
которого ограничивают область применения этих моделей решением частных
задач развития городских территорий, например, оптимизация транспортных
сетей и размещения объектов сферы обслуживания.
В настоящей работе предлагается обобщенная компьютерная
модель, позволяющая описывать динамику развития города с учетом
воздействия различных факторов, таких как эволюция жилого фонда
и планирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства, бюджетный
процесс и предпринимательская активность в городе, деятельность
строительных организаций, финансовые отношения, реальные демографические
и миграционные процессы.
В современных рыночных условиях финансовые отношения
приобретают первостепенное значение при управлении городом. Финансовой
базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетный процесс
— это процесс формирования доходной части бюджета и процесс распределения
бюджетных средств по различным направлениям. Одна из задач органов
местного самоуправления — рациональное распределение бюджетных средств
по различным направлениям для достижения главной цели — удовлетворения
потребностей населения и повышения его жизненного уровня. Построенная
модель способствует решению этой задачи.
Человек в современном городе должен быть обеспечен
жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т.д.
Одним из главных показателей уровня жизни городского населения является
обеспеченность населения жильем. Жилищный фонд стал главным общественным
богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов,
подведомственных органам городского самоуправления, составляет 70-80%.
Наибольшие расходы местного бюджета осуществляются именно на жилищно-коммунальное
хозяйство (~30%), поэтому рациональное планирование этих расходов
наиболее актуально и занимает центральное место в данной работе.
Актуальной становится задача реформирования
жилищно-коммунальной сферы, что подтверждается принятием Федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В программе предусмотрен
комплекс мероприятий, направленный на реструктуризацию взаимоотношений
участников взаимодействия в жилищно-коммунальной сфере. Разрабатываемый
модельный комплекс может быть полезен при анализе последствий федеральных
и региональных программ реформирования жилищно-коммунальной сферы,
что позволит заранее прогнозировать последствия принимаемых решений.
Предлагаемый
комплекс моделей реализовывался в рамках создаваемого на Кафедре
информационных систем Государственного Университета Управления компьютерного
стенда «Комплексной интегрированной информационной автоматизированной
информационной системой управления административно-территориальной
единицы» и включен в аналитический блок «Моделирование социально-экономического
развития регионов». Разработанный моделирующий комплекс позволяет
анализировать динамику развития города, сравнивать различные варианты
управленческих решений и принимать обоснованное решение о развитии
города и финансовых программах в части развития жилого фонда и планирования
деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Моделирование дает
возможность оценивать последствия принимаемых решений не на живых
людях, а на компьютерных моделях, и тем самым избежать возможных
неблагоприятных последствий непродуманных управленческих решений.
Содержание
| Следующая глава >>
|