Информационные системы
Направленный эксперимент

1С:Предприятие

Учебник
Рассылка
Курс лекций
Статьи
Программы
Ссылки

Информационные технологии

Инф. системы
Технология .Net
Модель города
Книги и статьи

ЭРА

Интересное

Психология
Философия
Фантастика
Помощь студенту
Гостевая книга
Ссылки

Форум

mista.ru / Инф. технологии / Модель города / Диплом / Направленный эксперимент

3.3 Направленный вычислительный эксперимент

Направленный вычислительный эксперимент (НВЭ) – целенаправленное исследование модели с целью получения информации, необходимой для принятия решения; его содержание определяется на основе предварительного аналитического анализа, а полученные результаты обрабатываются с использованием различных математических методов и вычислительных процедур с целью установления их достоверности и их обоснования.

Целью направленного вычислительно эксперимента является прогнозирование поведение городской системы при различных стратегиях финансирования, а также выработка социально-сбалансированной тарифной политики. Необходимо детально рассмотреть приведенные ниже стратегии и дать рекомендации по выбору наиболее рационального варианта.

Стратегии распределения бюджетных средств, выделенных на жилой фонд, по различным направлениям приведены ниже в таб 3.1:

Таблица 3.1 Стратегии распределения бюджетных средств

Стратегия

Доля средств
на строительство

Доля средств
на капремонт

Доля средств
на содержание

время, г

0

5

10

0

5

10

0

5

10

№1. Интенсивное строительство

0.6

0.6

0.6

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

№2. Интенсивный капремонт

0.2

0.2

0.2

0.6

0.6

0.6

0.2

0.2

0.2

№3. Строим и ремонтируем

0.6

0.4

0.2

0.2

0.4

0.6

0.2

0.2

0.2

Основном критерием эффективности функционирования жилищно-коммунальной сферы предлагается считать «Обеспеченность населения жильем». Но полагаться только на этот показатель при принятии решений было бы крайне легкомысленно. Необходимо обязательно учитывать динамику и других показателей: бюджет, население, жилой фонд, темпы строительства и капремонта, предприятия и др. Все показатели нужно наблюдать на протяжении всего периода моделирования, а не только на конечный момент времени.

Стратегия №1 «Интенсивное строительство» может оказаться наиболее предпочтительной стратегией, если требуется повысить обеспеченность населения жильем. Такую стратегию можно рекомендовать тем городам, в которых остро стоит жилищный вопрос и у которых есть экономические предпосылки к реализации данной стратегии (например, благоприятный инвестиционный климат).

Следует иметь ввиду, что в некоторых случаях стратегия интенсивного строительства может только усугубить проблему. Через некоторое время городу придется содержать и ремонтировать уже построенный жилой фонд. Каждый вновь построенный дом увеличивает нагрузку на бюджет города и бюджеты других уровней власти. Это может привести к значительному бюджетному дефициту и резкому росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Стратегия №2 «Интенсивный капремонт» может оказаться наиболее предпочтительной стартегией, если в городе существует большая доля изношенного жилого фонда. Таким городам следует обратить внимание на возможность капитального ремонта изношенного жилья. Это позволит улучшить жилищные условия граждан с хорошей перспективой для бюджета города. Заметим, что такая стратегия не увеличивает или увеличивает незначительно обеспеченность населения жильем.

Стратегия №3 «Строим и ремонтируем» является комбинацией первых двух стратегий. Ее можно рекомендовать тем городам, которым нужно повысить обеспеченность населения жильем до определенного уровня (например, до федерального стандарта), а потом можно перераспределить средства и заняться ремонтом изношенного жилья.


Исходные данные для моделирования

При проведении экспериментального исследования в качестве исходных данных были использованы данные по Москве, использованные при разработке «Московской городской программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Таблица 3.2 Исходные данные для моделирования

Показатель

Начальное значение (условные единицы)

Ед. изм.

Коэффициент пересчета в реальные единицы

Бюджет

20 млрд

руб

10

Население

1 млн

чел

10

Рождаемость

0.152

-

1

Смертность

0.163

-

1

Сальдо миграции

6 тыс

чел

10

Средний размер семьи (включая одиноких)

2.75

чел

1

Жилой фонд

20 млн

кв м

10

жилой фонд по износу:

     

в т.ч. Жилой фонд новый

4 млн

кв м

10

в т.ч. Жилой фонд нормальный

10 млн

кв м

10

в т.ч. Жилой фонд изношенный

6 млн

кв м

10

жилой фонд по категории:

     

в т.ч. Элитное жилье

2 млн

кв м

10

в т.ч. Простое жилье

18 млн

кв м

10

Предприятия

9200

шт

10

в т.ч. Строительные предприятия ср. мощности

200

шт

10

в т.ч. Обслуживающие предприятия ср. мощности

6000

шт

10

в т.ч. Прочие предприятия

3000

шт

10

Инфраструктура

(число котельных средней мощности, включая ТЭЦ, а также районные и квартальные котельные)

500

шт

10

Остальные исходные данные приведены в тексте программы-имитатора (Приложение 4)


Результаты экспериментов на имитационной модели

После проведения экспериментов на имитационной модели были получены следующие результаты.

Темпы строительства и капремонта жилого фонда приведены ниже на рис 3.11:

Рис. 3.11 Темпы строительства и капремонта жилого фонда

Из этих графиков четко видно различное влияние трех стратегий на темпы строительства и капремонта жилья:

Стратегия №1 «Интенсивное строительство» (синяя линия) характеризуется значительным увеличением объемов строительства (левый график). Объем отремонтированного жилья растет, но не так значительно (правый график).

Стратегия №2 «Интенсивный капремонт» (красная линия) характеризуется значительными темпам капитального ремонта (правый график). Объем построенного жилья растет, но не так значительно (левый график).

Стратегия №3 «Строим и ремонтируем» (зеленая линия) занимает промежуточное положение между первыми двумя стратегиями. Объем построенного жилья постепенно уменьшается (левый график), начиная с больших величин, а объем отремонтированного жилья постепенно увеличивается (правый график).


Главным критерием функционирования отрасли для решения данной задачи предлагается считать показатель «Обеспеченность населения жильем», динамика которого приведена ниже на рис 3.12:

Рис. 3.12 Динамика обеспеченности населения жильем

Из графика видно, что наибольшее значение и наискорейший рост обеспеченности населения жильем достигается при стратегии №1 «Интенсивное строительство». Однако опираться только на этот показатель при принятии решений было бы необоснованно. Необходимо принять во внимание динамику других показателей, чтобы добиться эффективного функционирования всего жилищно-коммунального хозяйства и комплексного развития города в целом.

Из приведенного графика обеспеченности населения жильем видно, что стратегия №1 «Интенсивное строительство» и стратегия №2 «Сначала строим, потом ремонтируем» очень похожи между собой, если судить по динамике только этого показателя. Различие становится заметно только через 7-8 лет от начала периода моделирования. Поэтому вопрос о наиболее рациональной стратегии остается открытым.

Так как для решения поставленной задачи достаточно критерия «Номинальная обеспеченность населения жильем», то он и будет применяться в дальнейшем.

Поставлена задача достигнуть обеспеченности населения жильем 20 м2/чел. Из приведенной ниже таблицы 3.3 видно, что такой обеспеченности населения жильем можно достигнуть, применяя стратегию №1 «Интенсивное строительство» или №3 «Строим и ремонтируем» и произойдет это через 5-6 лет.

Таблица 3.3 Динамика обеспеченности населения жильем

Год

Стратегия1

Стратегия2

Стратегия3

0

18.55

18.55

18.55

1

18.88

18.72

18.88

2

19.23

18.87

19.22

3

19.60

19.02

19.54

4

19.98

19.16

19.84

5

20.37

19.29

20.13

6

20.76

19.42

20.39

7

21.18

19.54

20.63

8

21.61

19.66

20.84

9

22.07

19.79

21.03

10

22.55

19.92

21.19

Достигнув заданной обеспеченности населения жильем, можно перераспределить средства на капремонт изношенного жилья, поэтому стратегия №3 выглядит более привлекательно. Поэтому она рекомендуется в качестве базовой стратегии. Необходимо обязательно посмотреть на динамику других показателей при стратегии №3, чтобы обеспечить комплексное развитие города в целом.


Ниже на рис.3.13 приведены графики некоторых важных показателей при стратегии №3 «Строим и ремонтируем»:

Рис. 3.13 Динамика основных социально-экономических показателей (стратегия №3)

Из этих графиков видно, что при стратегии №3 основные показатели развития города характеризуются заметным ростом местного бюджета, увеличением общей площади жилого фонда города, увеличением количества предприятий и сокращением численности населения с небольшим замедлением этого процесса.


Полезно рассмотреть структуру некоторых явлений, например структуру доходов и расходов бюджета, структуру населения, структуру жилого фонда по степени износа и категории, количество предприятий (строительные, обслуживающие). Графики, отражающие структуру показателей по жилому фонду, приведены ниже на рис. 3.14

Рис 3.14. Показатели по жилому фонду (стратегия №3)

Из графиков видно, что при стратегии №3 «Строим и ремонтируем» объем нормального жилого фонда сначала остается постоянный, затем начинает заметно расти за счет капитального ремонта изношенного жилья. Объем нового жилья равномерно растет с сохранением своей доли в общей площади жилого фонда. Темпы строительства нового жилья равномерно снижаются.


Ниже на рис 3.15 приведены выходные данные по бюджету, а также по структуре его доходов и расходов при стратегии №3 «Строим и ремонтируем»:

Рис 3.15 Показатели по бюджету (стратегия №3)

Из этих графиков видно, что по прогнозам за 10 лет бюджет города вырастет примерно в 2 раза. Большую часть доходов в бюджет от продажи жилого фонда составляют доходы от продажи простого жилья, но в структуре общих доходов бюджета, доходы от продажи жилья составляют не очень большую часть. Из графиков по бюджетным расходам видно изменение финансирования в соответствии с принятой стратегией, при которой сокращается выделение средств на строительство и увеличивается выделение бюджетных средств на капитальный ремонт жилья.

Необходимо посмотреть, хватает ли выделяемых средств на содержание жилого фонда на покрытие требуемых расходов на содержание. Для этого проанализируем графики, представленные на рис. 3.16 а).

а) до перераспределения

б) после перераспределения

Рис. 3.16 Доля покрытия требуемых расходов на содержание жилого фонда до и после перераспределеления

Отсюда видно, что расходов на содержание на весь жилой фонд в целом достаточно. Но при более детальном рассмотрении жилого фонда по степени износа заметна диспропорция в распределении расходов на содержание. На содержание нового жилого фонда наблюдается перерасход средств, а на содержание нормального жилого фонда в первые 4-5 лет средств не хватает. Поэтому имеет смысл перераспределить расходы на содержание более рациональным способом.

После переспределения средств на содержание была получена следующая динамика доли покрытия требуемых расходов на содержание жилого фонда, представленная на рис 3.16 б). Отсюда видно, что наблюдаемая ранее диспропорция была несколько сглажена. Это позволит более эффективно использовать средства на содержание жилого фонда и замедлит его износ.

Ниже на рис 3.17 приведены сведения по предприятиям при стратегии №3 «Строим и ремонтируем»:

Рис 3.17. Выходные данные по предприятиям

Так как строительные предприятия составляют незначительную долю в общем количестве предприятий города и их динамика слабо выражена на приведенном выше графике, то будет полезно показать их динамику на отдельном графике, представленном на рис 3.18:

Рис 3.18 Выходные данные по строительным предприятиям

Из этих графиков видно, что количество строительных предприятий растет, но доля удовлетворения потребности в строительных предприятиях в первое время близка к единице. Это означает, что имеющихся предприятий едва хватает, чтобы справиться с требуемыми объемами строительства жилья. Поэтому следует принять меры, стимулирующие активность строительных предприятий, особенно в период интенсивного строительства.

Следующей задачей является разработка социально-сбалансированной тарифной политики при выбранной базовой стратегии по распределению бюджетных средств. Очевидно, что рост тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги неизбежен, но необходимо сделать этот процесс наиболее безболезненным для населения, особенно для социально-незащищенных слоев населения. Для этого рост тарифов должен быть согласован с прогнозируемой динамикой доходов населения. При резком повышении тарифов без учета динамики доходов населения возможен скачкообразный рост уровня неплатежей, что может привести к не столь значительному увеличению реальной квартплаты, как ожидалось, но к резкому росту социальной напряженности.

При разработке социально-сбалансированной тарифной политики мы будем отслеживать следующие показатели:

  • Средний собственный годовой доход бедной семьи
  • Средний собственный годовой доход семьи среднего класса
  • Номинальная квартплата в год для семьи (без богатых)
  • Номинальная квартплата в год для богатых семей
  • Доля квартплаты в доходе семьи
  • Уровень неплатежей
  • Реальная оплата квартплаты населением
  • Издержки предоставления ЖК-услуг
  • Доля населения в оплате ЖК-услуг
  • Убытки предприятий ЖКХ
  • Дотации из бюджета на покрытие убытков предприятий ЖКХ
  • Средства из бюджета, выделяемые на субсидии на приобретение жилья
  • Доступность приобретения жилья

и другие.

 

Заданы следующие исходные данные для разработки тарифной политики, представленные в таб. 3.4:

Таблица 3.4 Исходные данные для разработки тарифной политики

Показатель

Значение показателя
на момент модельного времени

 

0

5

10

Средний собственный годовой доход
семьи в год (без богатых), руб.

260 000

350 000

520 000

Издержки предоставления ЖК-услуг
на 1 кв. м в год, руб

900

1100

1300

Норматив доли квартплаты в доходе семьи, %

15%

20%

25%

По результатам многовариантных расчетов на имитационной модели была предложена следующая социально-сбалансированная тарифная политика, представленная в таб.3.5.

Таблица 3.5 Социально-сбалансированная тарифная политика

Показатель

Значение показателя
на момент модельного времени

 

0

5

10

Справочно: Издержки предоставления ЖК-услуг на 1 кв. м в год, руб

900

1100

1300

       

Номинальная квартплата на 1 кв м в год, руб

     

  бедные семьи и семьи среднего класса

500

800

1300

  богатые семьи

900

1100

1300

Доля населения в оплате стоимости ЖК-услуг, %

58%

74%

100%

Норматив доли квартплаты в доходе семьи, %

15%

20%

25%

Фактическая доля квартплаты в доходе семьи, %

13%

17%

20%

Прогнозируемый уровень неплатежей, %

18%

17%

17%

Дотации на покрытие убытков предприятий ЖКХ, % от бюджета

34%

13%

0%

Доля средств бюджета, выделяемых на субсидии на приобретение жилья,%

5%

6%

7%

Индекс доступности приобретения жилья, % от норматива

40%

53%

73%

Предложенная стратегия повышения тарифов предусматривает 100% оплату ЖК-услуг для богатых семей, начиная с начального момента, и постепенный переход на 100% оплату населением стоимости ЖК-услуг в течение 10 лет. При этом сохраняется сложившийся уровень неплатежей и, что достаточно важно, он не увеличивается, так как рост тарифов соответствует росту реальных доходов населения. Предложенная стратегия выделения средств на субсидии на приобретение жилья позволяет повысить доступность приобретения жилья почти в 2 раза, что является достаточно хорошим результатом.

Таким образом, наиболее предпочтительной стратегией в данных условиях является стратегия №3 «Строим и ремонтируем».

Ниже на рис 3.19 и таб. 3.5 наглядно показано, как изменяется со временем структура бюджетных расходов на жилой фонд при данной стратегии:

Рис 3.19 Доли расходов бюджета на жилой фонд при стратегии №3


Таблица 3.5 Доли расходов бюджета на жилой фонд при стратегии №3

Год

Доля на строительство

Доля на капремонт

Доля на содержание

0

0.60

0.20

0.20

1

0.56

0.24

0.20

2

0.52

0.28

0.20

3

0.48

0.32

0.20

4

0.44

0.36

0.20

5

0.40

0.40

0.20

6

0.36

0.44

0.20

7

0.32

0.48

0.20

8

0.28

0.52

0.20

9

0.24

0.56

0.20

10

0.20

0.60

0.20

 

При такой стратегии обеспеченность населения жильем через 5-6 лет достигнет заданного уровня 20 м2/чел и можно постепенно перейти от фазы более интенсивного строительства к фазе более интенсивного капремонта. При этом в первое время необходимо принять меры, стимулирующие активность строительных предприятий. Кроме того, необходимо более рациональным способом перераспределить расходы на содержание жилого фонда, чтобы устранить диспропорцию, когда на новый жилой фонд выделяется слишком много средств, а на нормальный жилой фонд средств на содержание недостаточно.

Итак, базовая стратегия №3 «Строим и ремонтируем» наиболее рациональна из предложенных трех стратегий в данных условиях. Вместе с некоторыми дополнительными мерами, о которых говорилось выше, она позволяет решить поставленные задачи при комплексном развитии города в целом.

<< Предыдущая глава | Содержание | Следующая глава >>

© Станислав Митичкин
www.mista.ru
, 1997-2003
1C:TOP-100
Волшебный форум