Вячеслав Тютюнников (Zmey) где-то в 2001 Собственно, хочется немного поспорить с Юрием Привалко (см. прошлые статьи).
Итак, дабы с чего-то начать:
цитата из ПБУ 5/01 п.18
18. Оценка материально - производственных запасов по средней себестоимости производится по
каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их
количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало
месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Кстати, в ПБУ 5/98 п.17 сказано то же самое.
НО. Вводящий приказ для ПБУ 5/01 заканчивался так:
3. Ввести в действие настоящий Приказ, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.
Так что расчет средней стоимости в конфигурациях 1С не противоречит нормативным документам.
С практической точки зрения ИМХО такой расчет средней стоимости более реален. Пример:
организация торгует по ценам, которые определяются как некий процент от приходной цены
(пусть даже и усреднённой). Менеджер при выписке может посмотреть текущую себестоимость
выписываемого товара и накинуть определённый процент. Если же вести учёт по средней согласно
ПБУ, то кто же сможет сказать в середине месяца, какова средняя стоимость выписываемого товара?
Теперь то же самое покажем на цифрах. Будем исходить из того, что наценка на товар при
продаже у нас 15% от средней стоимости.
Сально начальное, шт. |
Приход, шт. |
Расход, шт. |
Себестоимость, руб. |
Продажа, руб. |
Наценка, руб. |
130 |
|
|
7 |
|
|
|
20 |
|
7.50 |
|
|
|
10 |
|
8 |
|
|
|
|
15 |
7.13 |
8.20 |
1.07 |
|
20 |
|
9 |
|
|
|
|
17 |
7.35 |
8.45 |
1.10 |
|
100 |
|
15 |
|
|
Теперь посчитаем всё то же самое по «правильной» методике ПБУ:
Сально начальное, шт. |
Приход, шт. |
Расход, шт. |
Себестоимость, руб. |
Продажа, руб. |
Наценка, руб. |
130 |
|
|
7 |
|
|
|
20 |
|
7.50 |
|
|
|
10 |
|
8 |
|
|
|
|
15 |
10.07 |
8.20 |
-1.87 |
|
20 |
|
9 |
|
|
|
|
17 |
10.07 |
8.2 |
1.62 |
|
100 |
|
15 |
|
|
Средняя стоимость: |
10.07 |
Ну и как вам такое? Получается, что мы продавали товар ниже себестоимости. Мало того, что мы
торговали в убыток, так мы должны ещё и заплатить налоги с отрицательной (!) наценки
(ну или писать письмо в налоговую и пытаться доказать, что продажа ниже себестоимости была
чем-то оправдана).
Итог: вести учет по средней себестоимости так, как описано в ПБУ я никому не советую.
Далее. В типовых конфигурациях 1С действительно не автоматизирован (прошу не путать с
«не реализован») учет по себестоимости каждой единицы. Но это вовсе не означает,
что вести его нельзя (хотя я повторяюсь см. мою предыдущую статью).
Далее, по критике типовой ТиС. Цитирую Egor'a:
Для правильного учета товаров в ТиС вводится целый ряд искусственных категорий. Возьмем, к
примеру, понятие «статус» товара. То, что давно и однозначно описано в терминах
плана счетов, при реализации без него требует дополнительного измерения регистра партий,
что соответственно увеличивает размеры базы и ухудшает производительность системы.
Список таких «доработок» традиционного учета довольно длинный.
Понятие «статус» в регистре «Партии товаров» в ТиС введено вовсе не
для реализации одного из трёх методов расчёта себестоимости, а для возможности учитывать
товары, принятые или отданные на комиссию. Оператору, работающему на выписке оперативных
документов, по барабану собственный товар он продаёт, или комиссионный,
главное для него есть этот товар на остатке или нет.
Программа при проведении сама всё посчитает. А при использовании плана счетов мне надо
будет смотреть остатки не только по 41 счету, но и по 004. Насчет
«производительности системы» хочу сказать одно: я не видел ни одного решения на
бухгалтерской компоненте, которое бы реализовывало скоростную выписку документов несколькими
операторами при работе с сетевой базой. А вот длинный список «доработок» хорошо
бы огласить полностью
Следующая цитата:
В процессе обсуждения вопросов, связанных с партионным учетом, проявились еще два недостатка,
связанные с реализацией партионного учета в ТиС:
- Первый относится к неполной реализации учета импортных товаров в разрезе грузовых
таможенных деклараций (ГТД), например, сложно оприходовать товар, поступивший по одному
документу поставщика, но с разными номерами грузовых таможенных деклараций (ГТД), что
препятствует нормальной работе с импортными товарами.
Вообще-то оприходовать такой товар достаточно просто, поскольку номера ГТД заносятся не в
«Приходной накладной», а в «Регистрации Счета-фактуры поставщика»,
где нет никакой проверки дублей строк.
-
Второй связан со значительными трудностями при проведении или перепроведении задним числом
забытых или неверно составленных приходно-расходных документов.
А что, в других типовых таких трудностей нет?
Подводя итог сказанному: кому-то может показаться, что я рьяно защищаю разработчиков типовых
конфигураций 1С. Возможно. Я бы не стал неуважительно относиться к чужому труду. А не
ошибается тот, кто ничего не делает. И есть разница между руганью и конструктивной критикой.
|